Действие повести Айзека Азимова "Стальные пещеры" происходит в отдаленном будущем, где
земные города покрыты движущимися дорогами, разделенными на сектора. Дороги состояли их нескольких полос, перемещающихся с разной скоростью.
С тротуара человек попадает на самую медленную полосу, затем может перейти на чуть более быструю и т.д. (для передвижений на большие расстояния был еще и экспресс). Когда он приближается к пункту назначения, то переходит на более медленные полосы и сходит на тротуар. Эти дороги стали главным общественным "транспортом" гигантских городов.
Эти дороги привели к появлению игры "кросс по тротуарам". Суть игры в следующем. Компания подростков и "лидер" должны попасть из точки А в точку Б с помощью данных дорог и экспресса. При этом цель "лидера" - оторваться от участников группы, которые должны следовать за ним по пятам, и одному добраться до пункта назначения. "Лидер" перепрыгивает с одной дорожки на другую, неожиданно переходит на тротуар, забегает в экспресс, запутывая преследователей. Все это происходит в "час пик". Поскольку дорожки двигаются с разной скоростью и в разных направлениях, то чуть зазевавшемуся игроку очень трудно снова догнать "лидера".
Игра это была популярный во всех городах мира того времени. Подростки часто получали травмы и наказывались родителями, но, от этого игра становилась еще более популярной.
В данной повести, детектив Элайдж Бейли вместе с
Р.Дэниелом Оливо, вспомнив детские навыки, смог уйти от преследовавших его заговорщиков.